9
апреля 2005г. в Лос-Анджелесе в Калифорнийском институте искусств при аншлаге с
успехом прошел концерт американской русскоязычной оперной певицы ЮлииЗиновьевой. Звучали классические и
современные произведения, завершился же концерт бурными овациями после
исполнения на русском языке некоего «Плача», переведенного на английский в
специально напечатанных для собравшейся публики красочных афишках. Как
следовало из текста, «Плач» - это часть книги «Отшельница», которую мы сегодня
с удовольствием представляем сибирскому читателю.
«Отшельница»
- второй роман трилогии В. Кинг, продолжение книги «Виктуар», опубликованной в
Кемерове в 2003г. Героиня романа, выросшая в ленинградской коммуналке в
артистической семье, потеряв свою единственную в жизни любовь, удаляется из
«мертвого города», каких было немало вокруг закрывшихся производств, в лесную
сторожку.
Став
Старухой-отшельницей, как ее называют жители соседнего поселка, она находит в
тайге расстрелянного с вертолета того, к кому она стремилась всю жизнь, и кто
стремился к ней, но, запутавшись в дебрях большой карьеры и связанных с ней
коллизиях, оказался у заветной сторожки уже мертвым. Отшельница хоронит его и
себя вместе с ним.
Эту
главу невозможно читать без особого волнения. Внезапно осознав, что ей незачем
больше жить, Старуха-отшельница сводит счеты с жизнью. «Взяв лом, ожесточенно
вдалбливалась в мерзлую землю… Потом лопатой выбрасывала комья… Яма росла. Из
последних сил, по пояс в могиле, Даша попыталась выбраться. Сил становилось все
меньше и меньше… еле-еле выкарабкалась из ямы, сбросила часть сосновых веток в
ее распахнутый зев, спрыгнула туда вновь, аккуратно застелила лапником дно
могилы…».
Плач
Старухи – это своеобразная эпитафия к судьбе потерянного поколения, родившегося
сразу же после Великой Победы, которое так и не смогло «вписаться» в
обстоятельства новой жизни 90-х.
Есть
в книге еще один «Плач» - плач истерзанной деловой женщины, попавшей в типичную
для России - «разборку меж своими». Речитатив избитой женщины, находящейся в
бреду, перемежающийся с циничной «поэзией» ее мучителя, тоже положен на музыку,
он как бы знаменует муки рождения нового только что народившегося «делового»
сословия России. «Оперный» вариант «дуэта жертвы и палача» читатель может
прослушать в записи на диске, приложенном к этой книге.
Трилогия
Кинг имеет четко выраженную «географическую» составляющую. Если первая книга
повествует об испытаниях, которые переживают русскоязычные семьи, перебравшиеся
в середине 90-х из Казахстана на место жительства в Америку, то второй роман –
это своеобразное объяснение мотивов подобных массовых миграций: общество на
постсоветском пространстве еще не цивилизовалось, жить и выживать здесь очень
непросто. Третья книга, «Мачехи», столь же «интернациональна», она уже
готовится к печати, отдельные ее главы будут опубликованы в литературном
альманахе «Голоса Сибири».
Читая
«Отшельницу» Виктории Кинг, убеждаешься, что Россия по сю пору – это все тот же
«Мертвый Дом», о котором писал еще Достоевский. Думается, - был бы жив великий
писатель, он немало нашел бы ситуаций и прототипов в «Отшельнице», чтобы
оповестить с тревогой нас, сегодняшних. Россия плачет…
Охраняется
законами РФ и США об авторском праве. Воспроизведение всей книги
или любой её части воспрещается без письменного разрешения автора.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.