Глава
шестая. ШКОЛА
Вика-«чечевика»
- Не говори своё «ага»,
отвечай правильно: «да», - в который
раз просит меня мама.
- Хорошо, хорошо, - говорю я,
собираясь в школу, и думаю, что «да»
- это слишком конкретно. Всё-таки когда произносишь
«ага», подразумеваются размышления.
А поразмышлять было о чем… В
новой школе я обзавелась прозвищем, что раздражало
и злило. Всё началось с первого дня. С моим переводом
были заминки, поэтому на торжественную линейку по
случаю нового учебного года я не попала. Меня привели
сразу в класс на урок, учительница сказала:
- Познакомьтесь, ребята. У нас
новенькая. Как тебя зовут?
- Вика, - пролепетала я.
- Вика-Вика-чечевика, - громко
послышалось с задней парты, и все расхохотались.
Я готова была выскочить из класса, но учительница
меня остановила.
- Прекратите немедленно, она
будет учиться в нашем классе, проходи и садись за
третью парту в среднем ряду.
Это означало, что мне надо от
двери пройти мимо рядов и доски, на виду у всех
сесть и положить портфель в парту, - нет, сперва
открыть портфель, вытащить тетрадки, учебники, дневник,
ох, не уронить бы ничего… Колени подрагивали – главное,
первый шаг. Слегка прищурившись, быстро прохожу
и сажусь. Портфель поставила рядом на пол, не выпуская
ручку из сжатых пальцев. Наклоняюсь и другой рукой
открываю замок. Нет, неудобно вытаскивать, пытаюсь
поставить портфель на колени, всё содержимое валится
из него на парту, в проход…
Слёзы подступают, я уже готова
разрыдаться, но чувствую, кто-то рядом, девчонка,
протягивает учебник и, улыбаясь, шепчет: «Я
тебе помогу». Собрали мы всё быстро, облегченно
вздохнув, кладу локти на парту, как положено, и
слушаю объяснения нового материала.
Шприц
На переменках некоторые подходили
и знакомились, но моя робость не проходила. С нетерпением
ждала, когда начнётся последний, четвёртый урок.
Наконец-то задребезжал звонок, ещё немного подождать,
и потом – домой. К концу урока учительница сказала:
- Всем закрыть глаза, и пока
не скажу, не открывать.
Это было что-то новенькое. Закрыть-то
я глаза закрыла, но сквозь ресницы вижу, как она
достаёт шприц, набирает из бутылочки жидкость и
тут же, слегка откинув подол юбки, ставит себе укол
в бедро. Моему изумлению нет границ. Что-то было
в этом запретное, хотя, может, человек болен и уколы
надо ставить в определённое время? В общем, умом
понимаю- подглядывать
нельзя, но всё равно подсматриваю, потому что кажется
– ведь ничего страшного, зато интересно, а главное
, я вижу то, что никто не видит… В уральском городке
у нас соревнование было между детьми: родители на
работу уйдут, а мы напьёмся воды побольше, присядем
в ряд на высокое крылечко, человек пять, и п…ем.
Смотрим, кто дальше струю пустит. И очень серьёзно
каждого обсуждали, обычно я судьёй была. Флажок
у меня был маленький, первомайский, я им взмахну
и кричу: «Старт!», а потом иду и определяю,
кто первый. Обычно мальчишки побеждали. Первую премию
получали кусковым сахаром. Тогда ещё не чувствовали
разницы между девчонками и мальчишками, расскажи
родителям - в лучшем случае не поверят, а то и накажут.
Скажут, что это нехорошо и озорство наше - запретное.
Да, мы сами это точно знали, потому в команду принимали
тех, кто умел хранить тайну. Клялись на слюне, поплюем
друг другу в ладошки, а потом следует крепкое рукопожатие,
- противно, но зато знаешь, никто не выдаст.
А здесь, наверное, не только
я сижу с полуприкрытыми глазами и подглядываю, да
ведь как училке нас, сорок человек повязать, чтоб
тайну сохранить – это ж сколько слюны понадобится…
Нет, что-то здесь не так…
Вернувшись из школы домой, перепугав
мать рассказом о шприце и учительнице, я совсем
запуталась в своих размышлениях: может, я неправильно
поступила, растрезвонив чужую тайну, и долго пыталась
точно вспомнить, предупредила училка, чтоб мы никому
не говорили, или нет. Если говорила – то я неправа,
а если не говорила, то я права, или всё-таки… нет??
Пойду посоветуюсь. Все свои сомнения я выпалила
скороговоркой – больше всего волновало, как бы училке
не навредить, но мама заверила, что никому не скажет,
просто сама с училкой поговорит. На том и порешили.
Почему-то всё время возникала
ассоциация с игрой в «казаки-разбойники».
Вспомнилось, однажды в своей команде мы придумывали
пароль, и наш «главный» сказал,что пароль
будет – «не знаю», гениально и просто.
Во время игры нас окружали, брали в плен, «пытали»,
и каждый героически молчал, потом произносил «не
знаю», в общем, мы ту игру выиграли. Посмеяться-то
мы посмеялись, над несообразительностью противника
и нашей изобретательностью, но всё равно что-то
тревожило… Ведь мы-то пароль говорили – это был
взаправдашний пароль, но ребята из другой команды
поверить в такой пароль не могли, потому что он
состоял из слов, форма которых была прямо противоположна
смыслу и…
Несколько дней подряд я честно
закрывала глаза на четвертом уроке, но сомнения
меня не покидали. Это что же получается: закрою
глаза, темно, не вижу - значит не знаю? Не вижу
– не знаю… Нет, неправильно, в одной книжке прочитала,
или кто-то сказал: «не закрывай глаза на правду».
И я открыла глаза, ... училка внимательно смотрела
на меня. Изучающе… Больше уколов на уроке она не
ставила и, в общем-то, была хорошей учительницей.
«Книжный»
спор
«Чечевика» периодически
неслось с разных сторон класса, особенно на переменках.
Главное - не реагировать и не отвечать. Тем более,
автор клички и «дразнилки» мне известен.
Местный хулиган, второгодник в нашем классе уже
на третий раз. Здоровый бугай, сплошь обсыпанный
веснушками, - его даже мальчишки побаивались, и
никто лишний раз не перечил. Он дружил с девчонкой
– тоже второгодницей, так что, ведомо или неведомо
в школе, но они держали весь наш класс в своих руках.
Конечно, можно было определить, что дети распределились
на несколько групп. Но дело в том, что я новенькая
и никто меня пока не «пригрел». Я –
одна.
Как-то на переменке случайно
заметила на чьей-то парте книжку, взяла и спросила
у мальчишки:
- Читал «Львиное Сердце»?
- Нет, - ответил он.
- А хочешь, дам почитать? Занимательная
книга, интересная, - и начала вкратце сюжет рассказывать.
Несколько учеников столпились,
слушают, звонок на уроки прервал мой рассказ, ребята
загалдели:
- Дорасскажешь на следующей перемене!
Урок закончился, и трое мальчишек,
окружив меня, наперебой спрашивали:
- А ты какие ещё книжки читаешь?
К счастью, никто из них не читал
Конан Дойля, а о трех мушкетёрах только слышали.
Зато для меня Майн Рид оказался «новым именем»,
в общем, к концу перемены незримый пакт был заключён.
Девиз: обмениваемся книгами, и, если много читаешь,
ты – «нашего поля ягода». Было в том
и своё «но».
Один из пацанов хвастнулся, что ему понадобится
всего три дня, чтобы прочитать любую книжку. Возник
азарт – значит, и мне с такой же скоростью читать,
смогу ли? Притом, уроки выполнять надо для двух
школ. Что же делать?
«Интернационал»
Когда на следующий день я увидела
том Майн Рида, мне стало не по себе. Такой толстой
книжки мне ни за что за три дня не одолеть. Сетовать
было поздно, я принесла «Собаку Баскервилей»
и рассказы, а надо бы Дюма, что пообъёмней, пусть
бы попотели... При любой возможности начала делать
домашнюю работу на уроках, как назло, наши «санитарки»
(дежурные «по чистоте) увидели мои грязные
руки и обязали остаться после уроков мыть пол в
классе.
С наших «санитарок»
можно писать картину под названием «маменькины
дочки». Есть разряд таких девчонок – чистенькие,
прилизанные, воротнички и манжеты кружевом отделаны,
подлизы, постоянно возле учительниц вьются. У таких
по поведению и прилежанию всегда «отлично».
Им и невдомёк, почему руки у меня грязные – ведь
я сегодня утром голубое стёклышко в арыке нашла,
а это такая редкость - в моей коллекции каких только
нет… Я его промыла и через него смотрела на солнце.
Руки сполоснула в арычной воде, но полосы по краям
ладоней остались,
я не обратила внимания, а они, чистюли, заметили,
и теперь целый час придётся убить на уборку. Хорошо,
что не я одна, а Танька тоже. У неё чернильница-невыливайка
пролилась в портфеле, так что вместе будем шуровать
шваброй и ведра таскать.
Проблемы с чернильницами и перьями
в классе постоянно. Специальные мешочки шили под
чернильницы, а карандаши, ручку и перья складывали
в пенал. Пишешь домашнюю работу, почти до конца
дошел, бац, и клякса – всё переписывай. Но Танька
меня научила, как бритвочкой аккуратно стирать кляксу.
А если научиться аккуратно скрести, так и ошибки
в словах можно исправить. Всё-таки она любопытный
человек, Танька. Я её спросила, какой она национальности,
так она вместо ответа подошла к доске и написала
мелом «еврейка», потом быстро стерла
и на меня смотрит, палец к губам приложила. Я головой
замотала, вроде как поняла, буду молчать. А о чем
молчать, сама не знаю. Она ко мне подошла и говорит,
что в классе кого только нет: греки, евреи, русские,
казахи, немцы, уйгуры, корейцы. Словом, Интернационал!
- Греки-то как сюда попали? –
спрашиваю.
- В параллельном классе и турки
есть. Ну ты, что ли, прикидываешься, как будто не
знаешь!?
- Тань, я в самом деле не знаю.
- Ладно, потом расскажу! – говорит
она.
Но до сих пор не рассказала,
надо будет ей напомнить…
Насильник
Последним уроком была математика.
Перед самым началом слышу:
- Эй, Чечевика, ты математику
сделала, дай списать.
Я молчу, даже не поворачиваюсь,
он меня за плечо схватил и к себе развернул.
- Не смей ко мне прикасаться!
– выдергивая руку, гневно ответила я. – И я тебе
не Чечевика, у меня имя есть.
Что-то нехорошее сверкнуло в
его глазах. А меня весь урок тихо потряхивало от
возмущения.
Последний звонок будто сорвал
всех со своих мест, одноклассники с шумом покидали
класс, мы с Татьяной, взяв швабру и ведро, спешно
заелозили мокрой мешковиной по полу. Вода в ведре
быстро загрязнилась, и Татьяна убежала за чистой.
Дверь хлопнула. «Что-то
она быстро вернулась», - мелькнула мысль.
Обернувшись, увидела бугая, который ножкой стула
запирал дверь.
- Ты что делаешь? – вскрикиваю
я.
- Сейчас учить тебя буду, как
со старшими разговаривать, - холодно ответил он
и направился ко мне.
Бросив швабру, я по партам ринулась
было к двери, но не тут-то было – он начал парты
вместе сдвигать. Так я оказалась забаррикадированной
на парте переднего ряда. А Таньки всё нет! Я истошно
заорала: «Таня, помоги! Помогите!».
Бугай по партам ко мне лезет,
хохочет, всё ближе и ближе. Слышу наконец-то, Танька
в дверь колотится, открыть не может и, видно, поняла,
что со мной что-то происходит. Теперь и она кричит:
«На помощь!».
Как смогла я вырваться из его
лап, себя не помня,- не знаю,... колотила его по
лицу, пиналась, кусалась, но ни одной слезинки и
почему-то страха не было. Бугай - он же в два раза
больше меня, но нечто
давало мне силу и смелость, и это меня спасло.
Вдруг стул с грохотом упал, вижу
– он с испугом обернулся. Вот это было открытие!
Он, оказывается, боялся. «Он же трус!»
- мелькнула мысль, и я тут же успела пнуть его ниже
живота.
- Экая тварь! – кричала я, прыгая
по партам, и выскочила на середину класса, столкнувшись
с Танькой и незнакомой учительницей.
- Что случилось? Что здесь происходит?
– строго спрашивала она, но бугая как ветром сдуло.
- С тобой всё в порядке, девочка?
- В порядке, в порядке, - запыхавшись,
отвечала я, поправляя оторванный воротничок у формы.
- Ничего не случилось, просто мы подрались.
«Прописка»
Танька с вытаращенными глазами
смотрела на меня, чуть не плача.
- Он просто сволочь, он ко всем
девчонкам пристаёт, подолы задирает, всех лапает!
– жаловалась она учительнице.
- Как его фамилия? Мы разберёмся
с ним! – заверила женщина, попросила ничего не трогать
в классной комнате и быстро идти домой.
Мы взяли портфели и вышли из
класса.
- Слушай, что он хотел с тобой
сделать?
- Не знаю. Хвататься начал, на
спину валить, я руками и ногами отбивалась. Запах
у него изо рта звериный какой-то, и даже хуже -
как из помойки. Хорошо, ты вовремя подоспела. Спасибо,
Тань…
- Я когда услышала твой крик,
ведро из рук выронила – смотри, в коридоре валяется,
надо в сторону отставить, вода везде разлилась…
- Ничего, уборщица подотрёт!
- Я предупредить тебя хотела,
что тебе «прописку» в школе должны сделать,
но не успела! – всхлипнула Таня.
- Какую прописку? Ты имеешь ввиду…
ах, вот оно что, и вы все через такое проходили?
- Ну, не все, а только новенькие.
- И мальчишки тоже? – спрашиваю
я.
- Тем ещё хлеще досталось, он
их до крови избивал.
- И никто не пожаловался на него?
- Он сказал, что убьёт, если
хоть кто-то узнает. Вот все и молчат.
- Но это ведь подло, я всё матери
расскажу. Ты знаешь, что она в нашей школе работает?
- Нет, ты почему сразу не сказала,
он бы тебя не тронул! - воскликнула Татьяна.
- Видишь, ты сама говоришь, что
он боится, а на деле получается – сорок человек
с ним одним справиться не могут. Как же так?
- Он не один, с ним его девчонка.
- Ну, хорошо – два человека.
Это же не армия, - упорствовала я.
- Знаешь что, будь осторожна,
она девка крепкая, может сильно отдубасить!
- Ладно, поживём-увидим.
Поединок
У центрального входа школы мы
распрощались, и каждая двинулась в свою сторону.
Мне хотелось вымыться с ног до головы, было такое
ощущение, что меня вываляли в дерьме. Слёзы обиды
кипели глубоко в груди и не могли вырваться наружу.
Вдруг слышу за спиной топот. Резко повернув голову,
еле-еле успеваю увернуться от удара. «Всё,
буду бить изо всех сил и куда попадёт!» -
мгновенное решение придаёт мужества, и, не разбирая,
кого и за что, начинаю лупить портфелем. Сильнее,
ещё сильнее, такое остервенение нашло, даже в глазах
потемнело. Остановилась я от крика: «Немедленно
прекратите!». Озираюсь кругом, портфель по
инерции завис над головой.
Окружив меня, замерли пять или
шесть девчонок во главе с бугаевской подружкой.
- Вы что творите, да я вас за
групповое избиение из школы выкину! Всех до единого
исключу! – услышала я гневный голос, по-моему, учителя
физкультуры, но я сразу не сообразила, кто остановил
банду. Голос отзывался в моей голове невнятным гулом,
полузаглушённым бухающей кровью в висках. Мой спаситель
подбежал ко мне, осматривает, нет ли ссадин или
синяков.
Прижав портфель к груди, я несусь
на остановку. «Какой ужасный день, какой ужасный
день!» - всхлипываю и слизываю с губ слёзы,
смешавшиеся с кровью. Скорее бы очутиться дома,
прижаться к матери и плакать, плакать навзрыд, но…
она, наверное, едет по дороге в школу – работает
в другую смену. Словом, слёзы текли ручьём, отвернувшись
к окну, я даже не пыталась их вытирать. Было так
гадко, что сегодня на меня дважды нагло посягнули,
просто так, ни за что…
Мой
дом – моя крепость
Добравшись до дому, я с улицы
услышала радостный лай Джульбарса, зашла и, присев,
стала трепать его за ушами – он это любит:
- Джуля, если б ты был со мной,
ты бы их покусал, они бы одного твоего вида испугались,
ты у нас такой красивый, смелый. Но я им тоже чертей
показала! – изливала я душу около Джулькиной конуры,
- я, как могла, себя всё-таки защитила. – Знаешь,
иногда так тяжело жить!... Понимаешь, просто день
такой выдался… теперь родителей вызовут, начнутся
расспросы, и я всю правду расскажу. Конечно, хулиганов
накажут, во всяком случае, должны. Представляешь,
«прописку» ввели для новеньких, это
ж надо додуматься. Догадаться до такого мог только
мерзавец, хорошо – я сильная, а если б кто-то послабее
попался? Бедолаги-малыши, он же в кровь бил мальчишек!
– рассказываю Джульке. – Ну, всё, всё, ты меня уже
облизал, у меня видишь, губа разбита. Ну-ну, всё,
мне в дом идти надо, дел много, и ещё книгу читать…
И тут вспышка радости вдруг озарила
меня изнутри. Замечательная идея – ведь я смогу
ночью читать с отцовским китайским фонариком. При
луне не получится, её не видно из-за деревьев, да
я и не Горький, чтобы со свечой. Запах гари распространится
на весь дом, так что взрослые учуют, а фонарик –
вот это спасение!
Перерыв ящик с инструментами,
достала фонарик, включила - работает. «Немедленно
попробовать!» - решаю я, накидываю на голову
одеяло, открываю книжку - отлично вижу все буквы…
Ура, победа! Выход найден. До вечера ещё далеко,
успею доделать уроки, позаниматься на фортепиано,
сделать всё по дому… Обиды улеглись, настроение
пришло в норму…
Вечером, увидев меня, мать сказала:
- Ну, боец, показала им, что
не лыком шита?
- Показала! – ответила я.
- Молодец, себя в обиду никому
не давай… После обеда всех их родителей вызвали
в школу, больше тебя никто пальцем не тронет. Это
я тебе обещаю!
А братишка взялся мастерить деревянные
пистолетики, с пулями из алюминиевой проволоки.
Вырезая деревяшку, он каждую минуту подходил и примеривал
пистолет к моей руке.
- Удобно? Нет? А сейчас как?
Ты с ним защищаться сможешь. Пульки хоть и маленькие,
но в кого попадёт, не обрадуется. Вырасту большой,
я им всем покажу! – угрожающе приговаривал малыш.
Толстая
книга
Он терпеливо учил меня стрелять
из пистолета, рассказывал, как прищуриться, чтобы
в мишень из картонки попасть, как руку держать.
На дворе стемнело, но мы продолжали игру. В конце
концов я не удержалась и сказала:
- Слушай, мне надо с тобой по
секрету поговорить.
- Говори, что за секрет, - по-мужски,
весомо, сказал брат.
- Мне книгу толстую прочитать
за три дня, край как надо. Я хочу ночью под одеялом
при фонарике попробовать. Никому не скажешь? На
спор с пацаном одним. Мне надо его выиграть!
- Опять выиграть! – обиженно
скривил рот братишка.
- Это не шахматы, и чего ты вечно
обижаешься! Ты только учишься играть, поэтому и
проигрываешь.
Ведь на свою же голову научила
его играть в шахматы! – думаю я. Опять разбираться
будем. Терпеть не может проигрывать и бежит к маме:
«Она опять выиграла! Она всё время выигрывает!».
А начнешь поддаваться, - тогда в слёзы и с криками:
«Не смей поддаваться! Играй серьёзно, я тебе
не маленький!». И ведь не проведешь, всё чувствует.
Скоро вообще перестанем шахматы вытаскивать. Мои
объяснения на тему «проиграть с достоинством»
всегда заканчиваются одной фразой: «Я у тебя
всё равно выиграю!».
- Я не виновата, что ты прозевал
ход конём в последнем матче, - продолжаю я.
- Прозевал, не прозевал… - передразнил
он меня.
- В следующий раз у тебя получится
лучше…
- Сам знаю, я уже пробовал один
за двух игроков играть, приходится думать вдвойне,
зато интересно.
Надо же, нашёл-таки выход, чтоб
в любом случае выиграть, пусть хоть у себя самого!
- удивляюсь я.
- Так можно мне читать или нет,
ты сможешь уснуть? - продолжаю тему.
- Конечно, читай, только и мне
дай попробовать. А книжка интересная? Хочешь, я
тебе фонарик держать буду?
- Приключенческая - говорят,
страшно интересная. Тогда сегодня ночью и начнём,
- ответила я с облегчением.
В тот вечер мы пораньше улеглись
спать, у нас был один диван на двоих. Предварительно
я положила под диван заветную книжку и засунула
под подушку фонарик. Мама зашла к нам, пожелала
спокойной ночи, погасила свет и вышла из комнаты.
А мы забрались с головой под одеяло, щелкнули фонариком,
и я начала шепотом читать книгу вслух. Брат прилежно
водил тонким лучом света по строчкам, и в ночной
тиши слегка слышалось его дыхание. Майн Рид уносил
нас в далёкие страны. Далекие от мира, который меня
окружал, поделенный бескомпромиссно в ту пору на
тех, кто заказывает соломенные шляпы, стоимостью
в нашу с братом экипировку, ездят отдыхать на большие
курорты, на тех, кто насильничают и придумывают
изуверские «прописки» для малышей. И
«нас» -
тех, которые не станут вставать по побудке и шагать строем к кормушке,
а если надо, постоят за себя открыто, да так, что
никому мало не покажется…
<<Назад
Далее>>
|